Виктор Базилей Admin
Сообщения : 679 Репутация : 62 Дата регистрации : 2009-04-11 Возраст : 52 Откуда : Киев
| Тема: Об астропсихологическом консультировании... Ср 29 Сен 2010, 12:40 | |
| Снова Эрнест Цветков: - Цитата :
- СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ или ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Поскольку речь идет о консультационном процессе как совместной творческой деятельности специалиста и его клиента, то в данной перспективе мы и рассмотрим их взаимодействие, которое, прежде всего и по сути, является взаимодействием интерактивным, то есть двухсторонним. Это значит, что консультант не идентифицирует себя с фигурой оракула, всезнающего и всеведающего небожителя, в руках которого сосредоточены нити человеческой судьбы, он не играет в пророка, впадая в психическую инфляцию и подпадая под власть мессианского комплекса. В данном случае подразумевается, что консультант является квалифицированным психотерапевтом или психологом (во всяком случае, человеком, достаточно сведущим в этих областях), использующим астрологический подход как один из инструментов своего более обширного и разветвленного арсенала теорий, методов и техник. При этом полезно осознавать, что астрологическая консультация держится на стержне психоаналитического процесса и управляется его законами и правилами, среди которых отнюдь не потеряли свою актуальность такие приемы, как свободное ассоциирование, интерпретации, интервенции. И рассматривать натальную карту (гороскоп, составленный на момент рождения индивида) в отрыве от «терапевтической ситуации» - значит уподобляться врачу, который делает свои заключения только на основе рентгеновского снимка, не обременяя себя ни осмотром пациента, ни собеседованием с ним. Подобного рода «предсказатели», «вершители», «сказители» зачастую оказываются в ситуации того неудачливого эскулапа, который «лечил больного от желтухи, а тот оказался китайцем».
Корректный консультант, проработавший собственные комплексы, вряд ли будет склоняться к категорическим утверждениям и впадать в манию поучительства, но скорее выстроит свой прием как форму совместного исследования. Ньюанс заключается в преодолении искушения впасть в пророчествование и занять мессианскую позицию, ибо в таком случае под сомнение ставится психическая адекватность самого консультанта, который, говоря словами К. Юнга, становится «раненым целителем», вряд ли уже способным оказать реальную помощь другому человеку, так как сам нуждается в коррекции.
Общеизвестный признак профессиональной дисквалификации проявляется, когда консультант вместо того, чтобы консультировать, начинает проповедовать и учить жизни. Подобная поза помимо того, что она свидетельствует о наличии психопатологии, сама по себе является довольно агрессивной по отношению к посетителю. Нет нужды лишний раз напоминать, что агрессия не исцеляет, а убивает. При взаимодействии с пациентом полезно осознавать, что астрология - это только одна из схем описания и моделирования реальности и никак не может быть откровением, впрочем, равно как и любая другая отрасль психологии, тем более что она описывает не столько очевидное, сколько вероятное. Таинственное присутствует во всем, но сама тайна открывается лишь в переживании, которое невозможно описать никаким языком - ни формальным, ни символическим.
Как уже было сказано, толкование представляет собой процесс творчества, импровизированную игру смыслов, построенную не столько на застывших шаблонах, сколько на интуициях свободного ассоциирования. Именно поэтому толкование всегда было и остается искусством. Но оно перестает быть таковым, как только вырождается в механическое конструирование выхолощенных схем. В конце концов, «карты территории - это еще не сама территория», как говорил Альфред Коржибский.
Если следовать логике психоаналитической тактики, то в процессе астрологического консультирования (это касается и тех случаев, когда мы сами по отношению к себе являемся консультантами) важно выявить ловушки астрологического кликушества, попадание в которые чревато возникновением проблемных психологических состояний.
Ловушка 1. Категоричность суждения - может свидетельствовать о том, что консультант захвачен автономным комплексом и склонен к проявлению патологических реакций. Ловушка 2. Поучительство и прямые призывы к тому, как «надо жить», как «правильно жить», - вероятность того, что консультант страдает комплексом мессии, достаточно высока. Ловушка 3. Буквальное толкование - скорее всего, консультант имеет достаточно низкий уровень психологических знаний или не стремится развить свой креативный потенциал. Ловушка4. «Оракульная» позиция консультанта - может указывать на то, что последний одержим сверхценной или бредовой идеей собственного величия и склонен к параноидальному моделированию собственной реальности.
Избегая намеченных ловушек, мы формируем стратегию астропсихологического консультационного процесса, учитывая следующие положения:
1. Гороскоп есть творческий инструмент для исследования психики. 2. Толкование гороскопа больше похоже на толкование сновидений, чем на буквальную калькуляцию стереотипных схем и интерпретативных шаблонов. 3. Мы не наделяем гороскоп сверхъестественной властью (то есть избегаем того, что в психоанализе называется идеализацией), памятуя о том, что «карта территории - это еще не сама территория». 4. Гороскоп используется скорее как информация для размышления, способная активировать творческий поток свободных ассоциаций, но ни в коей мере не как свод догматов, который требует беспрекословного послушания. 5. Наши выводы носят гипотетический характер и всегда соотносятся с актуальной психологической реальностью исследуемого индивида. 6. Чтобы свести к минимуму суггестивный эффект интерпретации, а любое толкование всегда несет потенциальную суггестию, не следует подавать ее в ключе категорических объявлений. 7. Толкование представляет собой скорее процесс совместного творчества, разворачивающегося в диалоге, импровизированная игра смыслов двоих, построенная не столько на застывших шаблонах, сколько на интуициях свободного ассоциирования.
Реализуя представленные критерии, мы получаем возможность целостного видения гороскопа, и на этой основе создаем текст интерпретации как развертывание творческого взаимодействия.
Вместе с тем, говоря о толковании как о креативном процессе, мы не можем не учесть один весьма существенный нюанс. Он касается того, что в ходе астроаналитического процесса мы неизбежно сталкиваемся с противоречивыми утверждениями, что для астрологии является скорее правилом, нежели исключением. Так, например, стоящие рядом предложения «Вы склонны к одиночеству» и «вы тяготеете к множеству контактов» не следует воспринимать как нечто абсурдное и сводящее на нет логику интерпретации. При таком положении дел стоит вспомнить, что сам по себе вообще любой человек – существо противоречивое, и душа его наполнена взаимодействием зачастую совершенно противоположных и порою взаимоисключающих друг друга, если не сказать враждующих друг с другом, влечений. Подобное свойство можно воспринимать либо как столкновение мотивов, если мыслить в рамках классической психологии, либо, опираясь на концепцию психосинтеза, увидеть в данном проявлении напряжение между внутренними представительствами эго - субличностями, или, если угодно, задействовать гурджиевское понимание множественной личности, где различные ее части борются друг с другом за право централизованного руководства. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что одна часть меня выражает желание уединиться, в то время как другая стремится к активному общению. Как бы там ни было, наличие противоречия не исключает принцип целостности.
Для метавосприятия гороскопа как карты личной территории - натальной карты - полезно использовать модель Грегори Бейтсона, антрополога, который стоял у истоков таких областей, как кибернетика, теория систем, и сам явился стимулятором развития широко изве¬стного нейролингвистического программирования - НЛП. Используя систему Бейтсона, мы воспринимаем натальную карту в качестве модели системы, обладающей разумом, и применяем по отношению к ней алгоритм, состоящий из шести положений.
Первое положение - разум представляет собой некоторую сумму частей, организованных в единое целое. Таким образом, гороскоп представляет собой не механический набор значков, но осмысленное целостное единство. Второе положение - части общаются между собой, организуясь в одно целое, опираясь на общение и информацию. Причем акцент делается на информацию, а не на энергию, поскольку разум - это прежде всего информационная система, и если мы исследуем то, как организована деятельность разума, то энергия отодвигается на второй план. Это положение хорошо известно в психотерапии - процессе, ориентированном на информации. Отсюда вытекает следующее положение: гороскоп представляет собой систему, в которой его символические структуры «общаются» между собой на основе информационных взаимосвязей. Третье положение - энергия является второстепенным фактором. Важнейшим свойством ума является способность перерабатывать не энергию, а информацию. Независимо от того, сколько энергии получает система, именно ум решает, как воспользоваться этой энергией. Здесь мы рассматриваем карту как модель информационного метаболизма. Четвертое положение - все системы, наделенные разумом, можно описать только с использованием циклических или более сложных причинно-следственных связей. Системы, наделенные разумом, сложнее, чем простые линейные системы. Данное положение Бейтсона как нельзя более очевидно соотносится с астрологической моделью как моделью именно циклических преобразований. Пятое положение - информация кодируется. Мы воспринимаем свой опыт, и мы его организуем посредством механизмов кодирования. Натальная карта являет собой образец того, как кодируется наш внутренний опыт. Шестое положение - способы организации нашего опыта выстраиваются в соответствии с определенной иерархией. Гороскоп является той системой, которая отражает взаимодействие уровней в системе иерархического упорядочивания. | |
|